В ПОИСКАХ «VIA MILITARIS»

Дислокация римских гарнизонов и военных постов на территории Таврики требовала наличия устойчивого контакта с Херсонесом, который на протяжении второй половины II - первой половины III вв. оставался главной базой римского военного присутствия на полуострове. Связь между крепостью Ха раке на мысе Ай-Тодор и Херсонесом поддерживалась морем, о чем говорит наличие удобной бухты в районе мыса, которая использовалась для стоянки кораблей Мезийского Флавиева флота. Однако навигация в условиях штормовой погоды осенью и зимой не могла быть надежной, поэтому и возникло предположение, что эти два пункта соединяла сухопутная военная дорога - «via militaris».
И хотя такой авторитетный знаток Крыма как А. Л. Бертье-Делагард, считал, что во всей горной Таврике не было ни одной настоящей дороги, а связь между отдельными районами осуществлялась посредством труднопроходимых горных троп, современные исследователи уверены - дорога была. По их расчетам она проходила по Геракпейскому полуострову к Сапун-горе, спускалась к Балаклаве и далее через Варнутскую долину шла в Байдарскую. Оттуда дорога могла подниматься на Главную гряду тремя путями. Первый - по Мордвиновской дороге (описывается в экскурсии «Вдоль кромки Ай-Петринской яйлы»), второй - по Календской тропе (начиналась от с. Подгорного) и третий - по Трапан- Баирской тропе. Первые две дороги спускались на Южный берег по перевалу Шайтан- Мердвен, а третья шла к морю через перевал Ат-Баш-Богаз.
Сторонником последней версии являлся известный украинский историк В. М. Зубарь. В книге «Таврика и Римская империя», он пишет: «В отдельных местах на этой дороге прослежены глубокие колеи, образовавшиеся в скале от движения колесного транспорта. Причем ширина этой колеи соответствует ширине колес римской повозки. По мнению исследователей, вдоль этой дороги зафиксированы следы поселений первых веков, которые могли возникнуть в период наиболее активного функционирования этого стратегически важного пути».

Действительно в строительстве римских дорог принимали участие и поселенцы, жившие недалеко от дороги. О том, что в этих местах могли существовать поселения, говорит обилие древних колодцев, причем один из них находится практически на горе Трапан- Баир. Но если версия о поселениях вдоль дороги более-менее убедительна, то сохранившиеся глубокие колеи от римских повозок являются плодом авторской фантазии. На самом деле сохранились отдельные углубления на мощеных участках дороги, которые с большой натяжкой можно принять за следы от колес, а тем более измерить.
Колесный транспорт, двигавшийся по римским дорогам можно условно разделить на три типа: колесница, коляска и телега. В колесницах ездили 1-2 человека (возница и пассажир), в колясках передвигались путешественники (несколько человек с багажом). В Крыму, учитывая сугубо военную специфику дороги, должны были использоваться исключительно телеги для перевозки грузов. Они представляли собой обычные платформы на больших и крепких колесах. Вопрос: сколько телег должно проехать по мощенной камнем дороге, чтобы оставить в ней глубокие колеи? Римский гарнизон пробыл в Хараксе меньше двух веков, а пользоваться дорогой (причем не часто) нужно было только в зимнее время. Так что вопрос о существовании «римских дорог» в Байдарской долине по- прежнему остается открытым.

 

 

2017  ©  ГАУ С «Центр Развития Туризма»

Все права на опубликованные материалы защищены. Использование материалов, размещённых на данном сайте, возможно только по письменному разрешению.

Если вы не можете что-то найти, попробуйте это сделать в старой версии сайта

Сделано в ООО «Морчека-Технолоджи»