УЗУНДЖСКИЙ КАНЬОН

МАРШРУТ БСТ № 4:

Турстоянка «Узунджа» - село Передовое

отрезок маршрута: Скепьская пещера - с. Колхозное - р. Узунджа - каньон р. Бага

Маршрут БСТ проходит по Скельской и Узунджинской котловинам, лежащим в юго-восточной части Байдарской долины. От села Колхозного он поднимается на хребет Самна-Баир («можжевеловый склон», тюрк.), а затем спускается к началу каньона реки Бага у села Новобобровское. Маршрут же нашей экскурсии пройдет восточнее хребта Самна-Баир по живописному Узунджинскому каньону.

Скельская котловина с трех сторон окружена горами: с севера горой Курт- Кая (572,6 м), с юга горой Кара-Даг (723,8 м), а с востока ее отделяет от Ай- Петринской яйлы отрог горы Трапан-Баир (1094,4 м). Свое название котловина Перейдем на правый борт реки, на котором сохранилась средневековая дорога. Сегодня, подобно другим древним путям на яйлу, это обычная тропа, но маршрут ее просматривается достаточно четко, а кое-где видны полуразрушенные крепиды. Если идти в межсезонье, то вскоре можно услышать характерный грохот падающей воды. Это так называемый Родниковский водопад. Он примечателен своей формой - в виде раскрытого тюльпана, а сквозь струи воды видна известняковая колонна как бы поддерживающая падающий поток.

Во время путешествия по Крыму в 1787 г. Байдарскую долину посетила Екатерина II. После обеда в деревни Скели она и ее спутники осмотрели «ближайшие окрестности текущей там речки Биюк-Узень, изображающей водоскат в крутом падении на камни», - как записано в «Журнале Высочайшего Ее Императорского Величества путешествия». Можно предположить, что этим «водоскатом» и являлся Родниковский водопад.

Императрица осмотрела также и Скельские менгиры. Эти мегалиты сохранились до сих пор в селе Родниковском за автобусной остановкой, к которой мы и выходим. Попасть в село можно пригородными автобусами, идущими в Байдарскую долину из Севастополя (с автостанции на 5-ом км Балаклавского шоссе). Выходить надо сразу же на въезде в Родниковское. Слева от дороги видны уже знакомые нам Скельские менгиры. Если вы не успели осмотреть их на предыдущей экскурсии, то это можно сделать сейчас.

 

Байдарские мегалиты

Менгиры (в переводе с бретонского - «длинный камень») относятся к мегалитам («большой камень», греч.), сооружениям из огромных каменных глыб. Ученые обычно относят их к эпохе энеолита (IV-III тыс. до н.э.) и предполагают их культовое назначение. Мегалиты широко известны в Западной Европе, Северной Африке, Сибири, на Кавказе, в Индии. Как правило, менгир - это установленный человеком грубо обработанный дикий камень, вертикальные размеры которого значительно превышают горизонтальные. Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами. Размеры их значительно варьируются, достигая в высоту 3-4 м и более. Форма «длинных камней» обычно неровная, часто сужающаяся кверху, иногда близкая к прямоугольной.

Именно так и выглядят Скельские менгиры. На небольшой полянке перед сельским клубом установлены четыре камня. Внимание привлекает самый большой менгир. Его высота 2,57 м, глубина заложения равна 1,15 м, вес - 5,8 т. Доставить такую глыбу с гор без других приспособлений, кроме рычагов и катков из бревен, было нелегкой задачей. Два менгира рядом с большим стояли на этих местах до 1961 г. (восстановлены в 2010 г.). Четвертый менгир высотой около 1,5 м находится в ограде памятника.

 

 

В 1978 г. Скельские менгиры исследовал археолог А. А. Щепинский. Он указал, что памятники Байдарской долины - самые крупные из найденных в Юго-Восточной Европе. Анализируя взаимное положение камней, археолог замечает: «Памятники стоят на одной линии, почти строго с севера на юг и обращены уплощенными сторонами к востоку и западу. Очевидно, что такая ориентация их и взаиморасположение, подчеркивающие четыре стороны света, не случайны и связаны с определенными религиозными представлениями».

Не мене популярна версия, что менгиры устанавливались в геопатогенных зонах для преобразования отрицательной энергии в положительную. В глобальном масштабе Земля имеет форму кристалла, состоящего из 12 правильных пятиугольников и 20 треугольников. В свою очередь этот энергетический каркас делится на более мелкие ячейки. Среди них самые известные - прямоугольная сетка Э. Хартмана и диагональная сетка М. Карри. Почему бы не предположить, что древние устанавливали «длинные камни» в узлах таких сеток, где отрицательная энергия максимальна. Действительно, если исследовать крымские менгиры биолокационными рамками, то можно определить, что они находятся на пересечении линий сетки Хартмана. К энергетическим каналам относятся и подземные русла грунтовых вод, которыми насыщена Байдарская долина. Возможно, что мегалиты установлены здесь, чтобы нейтрализовать их отрицательную энергию.

Ученые полагают, что строителями крымских менгиров являлись представители так называемой кеми-обинской культуры, жившие в эпоху энеолита (3-2 тыс. до н.э.), которые возводили на полуострове сооружения дольменного типа, служившие погребальными склепами.

Осмотрев мегалиты, отправимся дальше по дороге и свернем направо за сельским магазином (указатель «Гостиница «Узунджа»). Слева узкое ущелье, по дну которого течет река Узунджа. Считается, что от ее слияния с карстовым источником образуется река Черная, главная река Байдарской долины.

Одно из объяснений названия Узунджа происходит от родо-племенного имени «узюн» и аффикса принадлежности «джи» (т.е. «река племени узюн»). Но есть и другая версия. В тюркских языках слово «узун» означает как существительное «река», так и прилагательное «длинный», а окончание «джа» предполагает увеличение. Получается «река длинноватая», хотя сегодня ее протяженность всего 10 км.

  

За пансионатом начинается добротная дорога с мощными крепидами, явно средневекового происхождения. Вскоре направо уходит тропа к Скельской пещере. А от нее выходит на дорогу маркировка БСТ. Эта часть ее маршрута описывается в следующей экскурсии.

В этом месте Узунджей уже можно любоваться: правый берег реки - это отвесный склон горы Курт-Кая, а по более пологому левому склону вьется средневековая дорога. Она очень живописна и хорошо сохранилась. Так и представляешь ползущие по ней из одного села в другое маленькие повозки и большеколесные арбы, запряженные волами.

Дорога приводит в крошечное село Колхозное (несколько домов и мини­гостиниц), старое название которого было Узунджа и детскому туристическому лагерю «Горный». Обойдем лагерь слева. С дороги видна гора, южный склон которой словно срезан ножом. Слева от нее вверх уходит узкая балка, по которой проходит маршрут БСТ, от которого мы здесь отклонимся.

Поворачиваем направо и идем вдоль реки. Несколько раз приходится переходить с одного берега на другой. Иногда тропа упирается в скальный склон и, кажется, что идти дальше уже нельзя. В этом случае внимательно посмотрите вокруг, и вы обязательно найдете обходящие эти прижимы тропинки, порой довольно круто взбирающиеся вверх.

А вот и первый приток Узунджи - ручей Топшанар, впадающий в каньон с левого орографического борта (от нас - справа). Весной, когда Узунджинский каньон наполнен водой из карстовых источников и от тающего на яйле снега, обязательно пройдите вверх по ручью. Почти сразу же вы услышите мощный гул - это «работает» водопад Сухой, падающий с высоты более 20 м. Увы, увидеть этот красивейший водопад удается не каждому.

От впадения ручья в Узунджу уже недалеко до родника Суук-Су («холодная вода», тюрк.), который вытекает из двух трещин в отвесной скале. Именно этот источник и есть исток Узунджи. Перед бетонной каптажной камерой родника небольшой водоем. В него двумя, идущими друг за другом каскадами впадает второй приток - ручей Биринджи-Су («первая вода», тюрк.).

Выше родника находится пещера Узунджа. За узким входом скрывается самая длинная карстовая полость на Ай-Петринской яйле. Ее протяженность более 1500 м, глубина 20 м, объем 4,5 тыс. куб. м. Но спускаться в нее следует только со специальным снаряжением.

Ручей Биринджи-Су довольно красив и не так сложен в прохождении как Узунджа. Правда, чтобы подняться к нему придется преодолеть довольно крутой склон. Зато идти вдоль ручья одно удовольствие: радуют глаза симпатичные ванночки и каскады, которые постепенно превращаются в небольшие водопадики. Венчает их высокий водопад, стекающий по уступам широкого скального карниза. Поток воды несколько раз меняет свое направление, наполняя внизу большую каменную ванну. Водопад называют по-разному - Узунджинский, Верхний...

Выйти наверх к падающему вниз ручью можно по тропинке справа. Отсюда открывается великолепный вид на верховья Узунджинского каньона. Есть здесь и живописный скальный уступ, словно специально созданный природой для запоминающегося селфи. Дальше Биринджи-Су превращается в заурядный крымский ручей. Через десять минут ходьбы по тропинке, бегущей вдоль него, мы выходим на дорогу в урочище Ай-Димитрий.

Повернув налево, вскоре окажемся на маршруте БСТ. Но прежде чем спускаться по тропе к каньону Бага и селу Новобобровскому (от него можно уехать в Севастополь рейсовым автобусом), поднимитесь на гору Сюндюрлю- Каясы (790 м). К ней направо вверх уходит тропинка.

Название горе дала пещера Сюндюрлю-Коба («потухшая пещера», тюрк.), расположенная на ее вершине. Легенда гласит, что, что здесь в 1475 г. нашли прибежище генуэзцы, спасавшиеся от турецкого десанта, захватившего морское побережье. Враги, обнаружили беглецов, но не смогли проникнуть внутрь пещеры. Тогда, разложив у входа костры, они умертвили генуэзцев дымом. В середине прошлого века пещеру исследовали археологи, которые установили, что она служила стоянкой для пастухов, начиная с рубежа между эпохами бронзы и раннего железа (конец IX - VIII вв. до н.э.). Предполагают, что в ней было языческое святилище, превращенное в IX-X вв. в христианскую часовню.

 

2017  ©  ГАУ С «Центр Развития Туризма»

Все права на опубликованные материалы защищены. Использование материалов, размещённых на данном сайте, возможно только по письменному разрешению.

Если вы не можете что-то найти, попробуйте это сделать в старой версии сайта

Сделано в ООО «Морчека-Технолоджи»