К ВОСТОКУ ОТ БАЛАКЛАВЫ

МАРШРУТ БСТ № 1:

Балаклава - Ласпинский перевал

отрезок маршрута: Балаклава - балка Кефало-Вриси - г. Спилия - г. Аскети - урочище Аязьма

Маршрут этой экскурсии, так же как и БСТ начинается в Балаклаве, «этом оригинальнейшем уголке пестрой русской империи», как характеризовал это место А. И. Куприн в своих очерках «Листригоны». В них писатель сочно и ярко описал небольшой городок на берегу узкой бухты и жизнь его обитателей. Сегодня Балаклава входит в состав Севастополя Балаклавским районом (к нему относятся и ряд пригородных сел). Сюда из города от 5-го км. Балаклавского шоссе ходит автобус № 9. Ехать недолго - десять минут и вы уже на балаклавской набережной.

Выходишь на нее и поражаешься - перед нами то ли озеро, то ли залив, к которому чуть ли не вплотную придвинулись дома. «...И, кажется, что с балкона можно закидывать удочки и ловить рыбу, - писал в начале прошлого века писатель С. Я. Елпатьевский, - в улочках и переулочках маленькие, одноэтажные домики в 3-5 оконцев...». Сегодня Балаклава вроде бы та же - старые дома и ныне стоят в тесных улицах, стоит лишь сделать шаг в сторону от моря. Но среди них немало и новых строений, в основном гостиниц и отелей - и перед нами уже не рыбацкая куприновская Балаклава, а модный курорт, куда охотно едут туристы.

 

 

Балаклава: "Рыбье гнездо"

В основе современного названия Балаклавы два слова тюркского происхождения: «балык» - рыба и «юва» - гнездо. Здешние воды действительно богаты рыбой, причем настолько, что ее буквально черпали ведрами. Дважды, в 1859 г. и спустя три года за набившейся в бухту рыбой не было видно воды. Сама бухта невелика: длина ее всего лишь 1,5 км, наибольшая ширина - 425 м, а максимальная глубина 36 м. Близко сдвинутые скалы делают вход в нее незаметным с моря. Это идеальная стоянка для кораблей, так как здесь спокойно, даже во время сильного шторма.

Есть версия, что Балаклавскую бухту описал еще Гомер в своей поэме «Одиссея». Так и хочется поместить сюда Ламос - порт листригонов, по древнегреческой мифологии, великанов-людоедов, с которыми столкнулись во время своих странствий Одиссей и его спутники. По словам древнегреческого поэта, они занимались выпасом быков, что соответствовало занятиям тавров, автохтонных жителей этой части Крымского полуострова. Слово «тафрос» по-гречески означает «бык», а описанная Гомером гавань листригонов и Балаклавская бухта похожи друг на друга, как две капли воды.

Действительно на вершине горы на западном берегу бухты, которая так и называется - Таврос, археологи обнаружили раннетаврское поселение VIII в. до н.э. Древние греки называли это место Симболон-лимне - «гавань символов, предзнаменований». Античные авторы сообщают, что в бухте собирались тавроскифские пираты. В начале первого столетия н.э. тавры ассимилировали с другим древним крымским этносом - скифами. В связи с этим топоним «Балаклава»некоторые исследователи отождествляют со скифской крепостью Палакион (по имени Палака - сына скифского царя Скилура, жившего во II в. до н.э.), до сих пор не обнаруженной. Римляне, пришедшие в Северное Причерноморье во II в. н.э. имели в районе Балаклавы свой лагерь. Появившиеся на этих берегах уже после них византийцы основали поселение Ямболи («город здоровья», греч.), которое при генуэзцах в XIV в. стало, скорее всего, по созвучию именоваться Чембало. Это название до сих пор сохранилось за крепостью у входа в бухту. И лишь после того, как в 1475 г. турки захватили все генуэзские колонии в Крыму, поселение получает уже современное название.

В этот период Балаклава - крупный порт с судостроительной верфью. Тогда же, возвращаясь из своего «хождения за три моря» здесь побывал русский купец Афанасий Никитин. Он, кстати, в своих записках называет город - Балык-Кая («рыбья скала», тюрк.). Спустя триста лет Балаклава, как и весь Крымский полуостров входит в состав Российской империи. В указе императрицы Екатерины II от 10 февраля 1784 г. сказано: «Балаклаву, исправя как оная есть и, содержа ее поселенными тут греческими войсками...». Это воинское подразделение - Балаклавский греческий батальон, было сформировано из греков-арнаутов, которых привез в Крым граф А. Г. Орлов для несения кордонной службы вдоль всего морского побережья. В свободное от своих обязанностей время служивые занимались сельским хозяйством, торговлей и рыболовством. Постепенно последнее занятие и стало основным для жителей Балаклавы, после того как батальон расформировали.

В Крымскую войну в 1854 г. городок захватили англичане, устроив в нем свою главную базу. В бухте стояли их корабли, для которых они построили несколько причалов и деревянную набережную, которая после войны постепенно была разобрана местными жителями на дрова. Нынешнюю набережную возвели в 1880-1890 гг. на средства города, но еще долгое время ее называли Английской. С пребыванием британцев в Балаклаве связана самая известная тайна Черного моря - гибель английского корабля «Принц» (согласно легенде - «Черный принц»). После войны Балаклава начинает развиваться как курорт, постепенно приобретая современные очертания, особенно востребовано стало дачное строительство. Только с 1900 по 1910 гг. в городе появляется не менее ста дач. Причем возводили их достаточно известные архитекторы, например Н. П. Краснов, автор знаменитого Ливадийского дворца.

Набережная - главный балаклавский проспект, всегда достаточно многолюдный, здесь лучшие магазины, кафе и рестораны, сувенирные ряды и... лодочники - вечный символ Балаклавы. «Они весь день толпятся на набережной у своих лодок, - пишет Елпатьевский, - а если не окажется лодочника, вы можете командировать любого гречонка в ближайшую кофейню, - лодочник сейчас же явится и повезет вас за 10 коп. на другую сторону бухты, за 25 коп. в час отдаст лодку в ваше распоряжение, а за 40 коп. в час сам повезет вас в открытое море». Сегодня, спустя сто лет на набережной все по-прежнему - лодочники также предлагают отдыхающим морские прогулки, разве что изменились цены на их услуги.

 

 

Доминанта Балаклавы - Крепостная гора у входа в бухту. На ее вершине руины генуэзской крепости, главный экскурсионный объект на восточном берегу. По пути к ней задержитесь у памятника А. И. Куприна, установленного в самом начале набережной. Проживший здесь почти два года, писатель всегда жадный до жизни, перепробовавший на своем веку немало самых разнообразных профессий, сдружился с некоторыми рыбацкими атаманами, которые славились своей отвагой, удачливостью и гульбой. Любил хорошо погулять и сам Александр Иванович. Однажды после богатого улова, изрядно выпив, рыбаки всей артелью отправились на телеграф, где Куприн отбил телеграмму на имя царя: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаков. Куприн». Самое интересное, что пришел ответ: «Когда пьешь - закусывай. Столыпин».

Недалеко от памятника писателю есть еще одно забавное сооружение - памятник балаклавскому коту. За ним - музей истории Балаклавы, в который стоит заглянуть - узнаете много интересного.

У подножия Крепостной горы установлен информационный знак БСТ. Здесь ее начало, отсюда она держит свой путь на восток. Тропа уходит вверх по балке Кефало-Вриси («голова источника», греч.), а мы, прежде чем отправиться по ней, осмотрим крепость Чембало.

 

Крепость Чембало

Во второй половине XIII в. Крым становится очень важным звеном, связывавшим Византийскую империю со славянскими государствами. Это привлекает внимание к нему татаро-монгол, а также двух конкурирующих друг с другом итальянских республик - Венецию и Геную. Первой на крымском торговом рынке оказалась Венеция, но Генуя довольно быстро вытесняет соперника из Черноморского региона. Главным портом и административным центром генуэзских колоний на полуострове становится Кафа (современная Феодосия). Крепость Чембало в Балаклаве (генуэзцы обосновались здесь в середине XIV в.) являлась самым западным опорным пунктом латинян. Она имеет форму неправильного четырехугольника, т.к. у нее только три стены, четвертую, южную, заменяет неприступный обрыв. В систему обороны входило также 12 башен. На вершине горы располагался так называемый «верхний» город - административная часть всей крепости (его еще называют крепостью или замком Святого Николая). Ниже, по склонам горы находился «нижний» город (крепость Святого Георгия).

Можно избрать традиционный маршрут, поднявшись по ступенькам к нижней угловой башне и далее наверх к самому мощному сооружению крепости - донжону на вершине горы. Но лучше сначала пройти к небольшой площадке над входом в Балаклавскую бухту.

Здесь можно реконструировать события 1434 г. когда к Чембало подошла генуэзская флотилия из 20 кораблей (крепость тогда была захвачена княжеством Феодоро, непримиримым врагом генуэзцев). Обороняющиеся натянули цепь поперек горла бухты, но с кораблей спустили шлюпки, экипажи которых, несмотря на обстрел с крепостных стен, все-таки сумели ее перерубить. Корабли вошли в гавань и высадили десант. Первый штурм был отбит. Тогда генуэзцы свезли на берег несколько корабельных орудий и начали обстрел крепости. Им удалось разрушить башню и большой кусок стены. На следующий день латиняне все-таки захватили Чембало, перебив почти всех ее защитников.

 

 

 

Отсюда хорошо видны отвесные скалы двух мысов - Западного и Восточного, ограничивающих вход в бухту. Именно о них разбился английский винтовой пароход «Принц» 2 ноября 1854 г., когда на Черном море разыгрался страшный шторм. В тот день мощный юго-восточный ветер с дождем и градом сметал все на своем пути, ливень затопил траншеи, палатки в лагере союзников были снесены. Но больше всего пострадал союзный флот: погибло 60 кораблей и полторы тысячи моряков. Громадные волны бросили «Принц» на прибрежные скалы, в мгновенье ока он был разбит на части и затонул недалеко от входа в бухту. Из 150 человек экипажа спаслось всего несколько человек. Груз погибшего корабля был окутан секретностью и неудивительно, что первым делом заговорили о несметных сокровищах, которые были на его борту

Пропавшее золото "Черного принца"

Этот слух быстро рос прямо на глазах, изменив заодно и название корабля на более таинственное - «Черный принц». Как сообщали различные энциклопедии и крымские путеводители, пароход привез для английской армии амуницию, медикаменты и жалование - 30 бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму два миллиона рублей. Впоследствии количество золота стало расти как на дрожжах. Так А. И. Куприн в «Листригонах» писал уже о 60 миллионах рублей «...звонким английским золотом». Неудивительно, что мысль о том, что на сравнительно небольшой глубине спокойно лежат бешеные деньги, не давала покоя многим кладоискателям. Поэтому поиски останков английского парохода начались практически сразу же после окончания войны.

Первой в 70-х годах XIX в. в Балаклаве появилась французская экспедиция. Ее водолазы обшарили дно бухты и все подходы к ней. Нашли более десяти затонувших кораблей, но «Принца» среди них не оказалось. Затем золото искали норвежцы и дважды итальянцы. Пробовали найти английское золото и советские водолазы. Для этого была сформирована специальная экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) и в 1923 г. были начаты поиски, продолжавшиеся два года. С помощью глубоководной камеры, специально сконструированной для этих работ, удалось обнаружить ряд предметов с легендарного парохода. Но само судно было раздавлено глыбами упавших скал, и добраться до него было сложно, поэтому поиски прекратили. Однако, несмотря на неудачу, ЭПРОН продолжил свое существование. Водолазы расчистили от затонувших кораблей всю Севастопольскую бухту, а в Балаклаве на базе организации был открыт военно-морской водолазный техникум - единственный в стране.

Последними поисковые работы в 1926 г. вели японцы. Именно они и высказали первую версию пропавшего золота, заявив, что англичане, которые находились в Балаклаве в течении восьми месяцев после кораблекрушения, сами подняли его. Это предположение выглядело логично, ведь все время пока различные страны искали английское золото, сама хозяйка не проявляла к нему никакого интереса. Другая версия появилась позже - согласно ей, золото подняли советские водолазы. Быстро свернутые работы и повышенная секретность вокруг них, позволяли это предполагать.

Но все стало ясно, когда всплыл любопытный документ некого чиновника английскому парламенту, составленный еще в 1855 г., в котором сообщается, что деньги в количестве 60 тысяч соверенов были выгружены им с борта «Принца» в Константинополе еще до того как он встал на балаклавский рейд. Основной же груз корабля составляло инженерное оборудование и снаряды, предназначенные для взрывания судов, затопленных у входа в Севастопольскую бухту - отсюда и секретность груза. И, наконец, в 60-х годах англичане уже официально объявили, что золота на «Принце» не было. Так была поставлена точка в одной из красивейших легенд Черного моря.

Осмотр генуэзской крепости начнем с так называемой «консульской» церкви, расположенной над нами на террасе южного склона. Вероятно, она была освящена в честь Святого Николая и входила в комплекс сооружений «верхнего» города. Сохранились фрагменты тесаных известняковых плит, которыми был вымощен пол, интерьер храма был оформлен фресками. Раскопки выявили в храме и вокруг него более двух десятков могил с многочисленными погребениями нобилитета (элиты общества). Есть предположение, что и после османского вторжения, строение еще долго использовалось в качестве приходского храма христианского населения Балаклавы.

От церкви по тропинке поднимемся вверх и мимо поста рейдовой службы выйдем на седловину Крепостной горы. Возможно, что это понижение искусственного происхождения - отсюда могли брать строительный камень для крепости. Здесь размещалась администрация крепости Св. Николая. Главным сооружением этой части Чембало была огромная квадратная башня-донжон, цокольная часть которой сохранилась. Она имела не менее четырех этажей и была похожа на консульский замок в Судакской крепости. Вокруг донжона, на вершине скального гребня и террасах располагались другие укрепления и постройки «верхнего» города. При их раскопках было обнаружено немало грубо отесанных каменных ядер, размером с большой арбуз. Это были «снаряды» для мощных метательных машин, которые наряду с артиллерией использовали генуэзцы.

С седловины отправимся на вершину горы, где была Цитадель - самостоятельное укрепление, защищавшее «верхний» город. Здесь находилась администрация Чембало, и располагались - консульский замок, ратуша и небольшая церковь.

 

От консульского замка лучше других построек сохранился донжон - главная башня укрепления усиленная талусом - наклонным оборонительным плацдармом, защищавшим башню от подкопов и ударов стенобитных орудий, поднятым на высоту почти 20 м. Цокольный этаж донжона был занят цистерной, служившей главным накопителем и распределительным резервуаром в системе водоснабжения крепости. Вода поступала в него по керамическим трубам из источника в балке Кефало-Вриси, а из резервуара отправлялась уже в городскую сеть водоснабжения. Вход в донжон вел сразу на второй этаж и находился на крепостной стене, примыкавшей к башне с юга. Третий и четвертый этажи были жилыми, помещения освещались через довольно широкие окна. На третьем этаже сохранился камин. Перекрытия между этажами были деревянными. Верхняя площадка башни была окружена прямоугольными зубцами - мерлонами, установленными на выносных каменных кронштейнах и использовалась для устройства маячного огня. Сохранность донжона оставалась хорошей вплоть до 1948 г., когда произошел обвал юго-восточной части башни. Затем последовал ряд более мелких обрушений, последнее из которых было в 2008 г. Поэтому сегодня принято решение о практически полной реставрации донжона.

Покинуть крепость можно двумя путями. Первый - спуститься вниз к началу БСТ вдоль крепостной стены, осмотрев по дороге еще две башни. И второй - выйти на тропу в районе балки Шайтан-Дере («чертов овраг», тюрк.) через восточную часть Чембало. Балка с пугающим названием (а она действительно труднопроходима) круто спускается к морю, а мы начнем подниматься вверх по маркировке БСТ на гору Аскети (361,2 м). На самом деле это две горы, слившиеся в одну, благо основание у них общее. Сначала покорим гору Спилия («пещерная, пещеристая», греч.), а затем взойдем и на гору Аскети. Название горы тоже греческое, которое связывают с легендой о жившем когда-то в гроте под навесом одной ее скалы отшельнике-аскете.

Южный форт

На горе сохранилось укрепление - Южный форт, входившее в южную группу сухопутных фортификационных сооружений, которые прикрывали подходы к Балаклаве. Второй форт - Северный, находился на горе Кефало-Вриси (высота 212,1 м), которая хорошо видна с горы Аскети. Помимо бетонированных казематов, врезанных в массив горы, Южный форт имел два броневых наблюдательных поста в виде балконов с вертикальными амбразурами. Один из них, укрепленный над внушительным отвесным обрывом, известный в народе как «бочка смерти», сохранился. Необычное название объясняет местная легенда, которая гласит, что отсюда немцы в период оккупации Балаклавы в 1942-1944 гг. сбрасывали военнопленных и партизан.

Панорама, которая открывается с вершины, впечатляет. На западе - Крепостная гора с руинами крепости Чембало, далее - Западный мыс (он же Батарейный) на фоне скалы Мытилино и мощного массива Кая-Баш («скала- голова», тюрк.). Под нами береговая линия с пляжами Микро-Яло («малый берег», греч.) или Серебряный пляж и Мегало-Яло («большой берег», греч.), больше известный как Золотой пляж, переходящая в урочище Аязьма. На востоке синеет мыс Айя, рогатый профиль которого является брэндом Аязьмы.

 

 

С горы спускаемся по восточному склону по маркировке БСТ, которая внизу на развилке уходит направо на дорогу перекрытой шлагбаумом. До родника Аязьма-Чокрак в урочище Аязьма идти чуть меньше часа. От него БСТ поднимается вверх по тропе, ведущей на перевал Куршун-Богаз. Чуть выше в сторону мыса Айя поворачивает так называемая «средняя полка», но это уже маршрут нашей следующей экскурсии.

РОДНИК АЯЗЬМА-ЧОКРАК - N 44° 28,245' Е 33° 38,639' СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕЧЬ - N 44° 28,349* Е 33° 38,519'

Мы же, отдохнув у родника, также отправимся в направлении мыса Айя. Может быть, что именно его вода и дала название урочищу. Согласно одной из версий, топоним Аязьма переводится' как «святая вода» («агиос» - святой, греч., а «уз», «ус» - слог древнего, возможно, угро-финского термина, означающего «вода»). Ниже источника на небольшом мысу обнаружены остатки средневекового храма, рядом было и поселение X-XV вв. А, недалеко от родника, сохранились фрагменты гончарной печи. Располагался поблизости и замок местного феодала.

Укрепление Калафатлар (название дано по горе над ним) или Кучук- Мускомский исар (от бывшего названия с. Резервного за перевалом Куршун- Богаз) находилось на большом утесе к юго-востоку от источника. Местное название его - Инжир-камень. Говорят, что еще в начале прошлого века здесь произрастали кусты этого растения. К скале идет тропинка, петляющая по довольно крутым склонам. Замок _ имел не только башню-донжон и оборонительные стены, но и некое подобие цитадели - площадку приблизительно 30 на 30 шагов на скальном мысу, обращенном к морю. Лучше всего - до трехметровой высоты, сохранилась западная стена. От цитадели до подножия горы были выстроены две параллельные стены, образующие укрепленный коридор шириной около 30 м.

От Кучук-Мускомского исара тропа, продолжая идти в сторону мыса Айя, выходит на живописный скальный уступ, с которого открывается восхитительная панорама. На переднем плане - скала, стоящая у моря, на балаклавском слэнге известная как Первый Шпиталь (Ближний зуб или Огурец). За ней - Второй Шпиталь (Второй зуб) и скала Носорог.

Фото 6

За Инжир-камнем

Дальше идти не стоит, тем более, что эта территория закрыта для посещения. Поэтому поворачиваем назад и не доходя до Инжир-камня, спускаемся к морю. По берегу к Золотому пляжу идет хорошо натоптанная тропа, ниже нее небольшие пляжики, каждый из которых имеет свое название. Кстати, многие приезжают отдыхать именно сюда в эту часть Аязьмы, известную как Инжир,а не на оборудованный Золотой пляж.

От него летом в Балаклаву ходит катер. Располагайтесь не в застекленном салоне, а на открытой корме. Не смоневаюсь, что от морской прогулки вы получите не меньшее удовольствие, чем от пешеходной.

Автор экскурсии А. Шипенко. 

 

 

2017  ©  ГАУ С «Центр Развития Туризма»

Все права на опубликованные материалы защищены. Использование материалов, размещённых на данном сайте, возможно только по письменному разрешению.

Если вы не можете что-то найти, попробуйте это сделать в старой версии сайта

Сделано в ООО «Морчека-Технолоджи»