Вы здесь
«Екатерининская дорога»
- Флора и фауна:Виды:Историческая значимость:
Координаты: 44.61888889, 33.67916667
Маршруты:
19 апреля 1783 Екатериной II был подписан манифест о присоединении Крымского полуострова к Российской Империи. До этого крымские земли принадлежали Турецкой Империи.
Построена в ходе подготовки к путешествию императрицы Екатерины II «в полуденные страны», то есть, по вновь присоединённым землям в Тавриду. Главной целью путешествия была инспекция строительства Черноморского флота, новых городов и опорных пунктов, поиски путей развития экономики вновь приобретенного края. Конечной точкой путешествия должен был стать Севастополь.
Подготовка к путешествию началась в 1784 г.
Г. А. Потемкиным, генерал-губернатором Новороссии, в состав которой входила Таврическая губерния, совместно с гофмейстером А. А. Безбородко был разработан маршрут, тщательно продуман путь, вплоть до дней и часов в местах остановок, а также церемониал встреч. При участии Г. А. Потемкина составлены и утверждены указы императрицы о путешествии. Началось строительство новых, расширение и благоустройство существующих дорог, продумывалось обеспечение путешественников транспортом. Г.А.Потемкин требовал дорогу "сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским…», придумал для неё название: «Екатерининский путь". Строительство дороги в Крым через Перекоп было поручено инженер-полковнику Н.И. Корсакову. Предложение устроить пяти или десятиверстовые столбы было сделано правитель области В. В. Каховским в августе 1784 года «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десятиверстовых. Буде на сие последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте». Г.А.Потемкин позднее назвал эти столбы "екатерининскими", он же предложил рисунки верстам и милям для области Таврической. Мили предполагалось делать через десять верст, вёрсты - на каждой версте.
Установка началась в ноябре 1784 г. а уже 4 марта 1785 г. Каховский докладывал Потемкину, что «Ммили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, Верст от Бориславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание». Потемкиным сделано было распоряжение, чтобы обыватели ездили непременно по новым верстовым дорогам, а не стороною, чтобы никто «из злости каковой или невежества» не портил поставленных дорожных знаков.
При работах употреблялись воинские команды под надзором офицеров (секунд-майора Гриднева, капитана Боярского, поручика Галича и др.), а также частные подрядчики Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и других местах. Кроме того, в дело употреблялся камень из старых фундаментов и строений. Академик П. С. Паллас описал эти дорожные знаки в 1793-1794 гг.: «На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесанном камне, а каждая десятая верста – милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. По повелению Потемкина на пути Высочайшего шествия начиная от Перекопа были высажены деревья.
6 января 1787 г. царский кортеж отправился в путь из Царского Села. Путь в Севастополь был проложен через Бахчисарай и шел по долине реки Бельбек до Маккензиевых гор, далее через их западные отроги к Севастопольской бухте и переправившись через бухту – в Севастополь. В Севастополе Екатерина II со свитой останавливалась в доме командующего Черноморским флотом контр-адмирала Макензи.
В начале XIX в. «Екатерининские мили» уже воспринимались не как утилитарное сооружение, а как памятник.
В конце XIX в. «миля» около д. Чоргунь (ныне Черноречье), близ каменного моста на р. Черной – близ места сражения Крымской войны, - была отремонтирована. Около «Екатерининской мили» во время сражения на Черной речке 4 августа 1855 г. был убит генерал Н.А.Реад.
В настоящее время на территории современного Севастополя сохранилась только одна «Екатерининская миля», на Северной стороне, к западу от трассы улицы Челюскинцев у ее пересечения с ул. Богданова. «Екатерининская миля» располагается на открытой местности, на восточной границе парка «Учкуевка».
«Екатерининская миля» сложена из крупных блоков известняка на сложном растворе. Она представляет собой круглую колонну на высоком, квадратном в плане, пьедестале. В верхней части помещен шестигранный пояс.
Контакты
ГАУ С «Центр Развития Туризма»
Юридический адрес:
299011, г. Севастополь, ул. Большая Морская, дом № 22
Фактический адрес:
299011, Севастополь, набережная Корнилова, дом №2
Режим работы: пн-чт 9:00 – 18:00, птн 9:00 — 17:00
e-mail: crt.sev@mail.ru
тел.+79789079670 (по общим вопросам)
© Государственное автономное учреждение города Севастополя «Центр развития туризма», 2024
Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста и изображений на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — crt@sev.gov.ru
Сделано в ООО «Морчека-Технолоджи»